Каменные братья Урала
(техническая информация)

Трек (ozi)

Протяженность - 3000 км, 9 дней. Состав - MPS, Rubicon, TLC 80.

Средний расход топлива - 15.8, всего - 474 л (3л, АКПП).

Северный Урал у большинства джиперов ассоциируется с Маньпупунером и перевалом Дятлова, и все по инерции едут туда, совершенно не задумываясь о существовании параллельных миров. А зря. Поскольку изначальная идея путешествия на Маньпупунер на боевой технике по обычным причинам рассосалась и поехали мы на гражданских, то парадигма естественным образом трансформировалась в максимальный охват окресностей, в которых и всплыло много чего интересного. Команда формировалась спонтанно, по принципу "берём всех", соответственно никаких сверхзадач не ставили, но при этом смогли посетить большую часть из запланированного.

По внедорожной части.

Кваркуш. Дорога через хребет больших трудностей не представляет, но после дождей расслабиться не даст - на участке от р. Ошмас до Цепельских полян приличная колея, часто без возможности объезда и с крупными камнями, поэтому торопиться не стоит. На самом плато болото на 0.5 вполне едется, и простор для манёвра имеется везде. Для сквозного маршрута проще будет заходить с пермской стороны, чтобы у Жигалана спускаться с плато, а не подниматься. В спокойном темпе мы за два дня дошли от Соликамска до спуска с плато (к Жигалану). Если вам повезёт с погодой, то плато запомнится надолго - здесь глаз отдыхает, и можно просто тихонько ехать и смотреть (как мы и любим делать). В общем, Кваркуш и Жигалан однозначно рекомендуются к посещению.

Расход от заправки в Березниках до заправки в Североуральске - 79 литров (~320 км).

Перевал Дятлова. Мы проехали первые ~7 км от "избы Ильича", и решили остановиться у подножия Чарканура на заболоченном участке (с множеством "объездов"). После дождя обвес и жестянка на этой дороге переходят в категорию расходников :). В принципе можно было бы снять весь (уцелевший) пластик и биться дальше, ну или протащить на перевал одну машину. Только на всё про всё у нас оставался один день, высоких трофических целей мы изначально не ставили, а некоторые мечтали о днёвке. В итоге прогулка пешком оттуда до перевала по факту оказалась в два раза быстрее передвижения на автомобиле (как раз для сравнения рядом ехала группа из 3-х нив), а вечером мы уже спустились обратно за Ауспию. Посуху там конечно едется в разы проще, и можно подняться и спуститься обратно за один день, к тому же за за Чаркануром дорога сильно улучшается.

А вот выглядит этот заболоченный участок почище трассы соревнований, и много чего нехорошего хочется сказать по этому поводу. Про (не)использование строп даже заикаться не будем, но валить лес налево и направо ради одноразового проезда - это уже перебор. И поскольку сейчас весьма популярна народная забава "взятия перевала", не надо быть пророком, чтобы предсказать, что ещё через пару лет такой эксплуатации этот участок станет сплошным месивом (и основным препятствием на пути к Пупам). "Живых" объездов там уже нет, и дальше всё будет только хуже. Господа джиперы, может будем поаккуратнее, а? Кроме нас там ведь больше никто не ездит, и это такая прекрасная иллюстрация того, что бывает, если направление отдать в наши руки.

И весь нюанс в том, что сам перевал Дятлова может быть интересен либо чисто в трофическом разрезе, как преодоление бездорожья, либо если вам интересна непосредственно история группы Дятлова. Среднестатистическому путешественнику смотреть там по сути не на что. Ехать только до него не имеет смысла, это лишь ворота на хребет. Ехать нужно дальше, хотя бы до Отортена. Конечно, наибольший интерес представлял бы потенциальный сквозной маршрут через Маньпупунер в Коми, если бы не Печоро-Илычский заповедник.

Чистоп. Тут ситуация немного похожа. Нет-нет, про дорогу на Чистоп пока ещё знают немногие. На сам хребет ехать стоит, но вот непосредственно вершина ничего выдающегося из себя не представляет, если вы не фанат военных развалин. Обзор оттуда весьма скудный - вершина плоская и закрывает горизонт. Вполне достаточно подняться по серпантину и доехать до окончания редколесья/начала курумника - оттуда открывается самый лучший вид. Хоть мы и "сделали это" и поднялись до конца, последние ~4 километра до вершины по голому куруму я бы рекомендовал ехать только при наличии спортивного интереса.

Расход от заправки до заправки в Ивделе - 93 литра (~380 км).

Резюме. Район для путешествий не только интересен, но и очень удобен - на дорогу туда-обратно тратится всего два-три дня, что делает возможным однонедельные вылазки. Так что будем навёрстывать пропущенное - Масипальнелпатуилле, Хозатумп, и возможно Отортен :)

назад