Первомайская звёздочка, 29.04-2.05.2011

(или очередная экскурсия в Щучьегорск)

Маршрут

Протяженность маршрута - 500 км: Казань - Долгая Поляна (ночёвка) - Кильдюшево - Красное Озеро - овраг Лабай (верхний брод) - мыс Зольный (ночёвка) - овраг Лабай (нижний брод) - Пищемар - Урюм - Пищемар - кв.19 - ур. Коргакошлалотке (кв. 63, ночёвка) - Мантова поляна - Васильевка - Киртели - Казань.

Состав: 2 УАЗа, 1 Hilux (1 Samurai)

Трек (ozi)

Отчёт

Предыдущие серии щучьегорской саги: серия 1, серия 2.

Первоначальный план путешествия был как всегда красив и неосуществим. Хотелось добраться до мыса Зольный от Красного Озера по дороге обозначенной на картах, затем вернуться немного назад до 69-го квартала и попытаться пробиться на запад до урочища Коргакошлалотке, затем спуститься собственно к Мантовой поляне на звёздочку, а в последний разгрузочный день вернуться по хорошим дорогам на Васильевку или Тарханы. Справедливости ради можно отметить, что большая часть плана была всё таки воплощена, а проход от Зольного к Коргакошлалотке не состоялся по как всегда внезапно случившимся техническим причинам, о которых будет поведано ниже. Фотографии в отчёте в основном документируют окружающую действительность, а процесс передвижения по ней, как обычно, снимался преимущественно на видео (когда была возможность).

29 апреля

Умудрились выехать ещё засветло. Вскоре за Морквашами догнали второй уаз и самурай. Заночевали на облюбованном пятачке у Долгой Поляны.

30 апреля

Остановились у заправки в Тетюшах по причине оторванного кронштейна амортизатора у самурая, и тут же были буквально атакованы местными пацанами, наперебой желавшими запечатлеть себя на фоне боевой техники. Сворачиваем с асфальта в Кильдюшево, сдуваемся и берём курс на Зольный. Планировалось придерживаться дороги на Зольный максимально близко, но сразу выяснилось, что переезд через первый ручеёк теперь находится немного севернее. Впрочем дорога вскоре вернулась в старое русло, но через полтора километра растворилась в вырубке. Небольшой крюк, "зольная дорога" опять обнаруживается, слегка подзаваленная, и вскоре мы уже спускаемся в Лабай. Дорога тут же растворяется на дне, трубы обозначенной на карте конечно же нет, но вскоре удается найти продолжение дороги на другом берегу, она теперь идёт траверсой под острым углом. Брод проходится классическим лебежением.

IMG_0016.JPG
IMG_0017.JPG
IMG_0020.JPG
IMG_0021.JPG
IMG_0023.JPG
IMG_0027.JPG
IMG_0030.JPG
IMG_0031.JPG
IMG_0032.JPG
IMG_0033.JPG

Ближе к концу подъёма встречается стрёмная промоина, которую мы объезжаем по склону справа. И тут начинается собственно бездорожье. Дорогу в приципе можно проследить, но она сильно завалена. А в добавление к этому начинают попадаться относительно свежие и толстые ветви поверх этих завалов. Пытаясь не потерять дорогу проходим ещё километра полтора по лесу, ситуация с ветками начинает усугубляться, но на следующем перекрёстке с просекой мы встречаем свежепокрашенный красный столб и вливающиеся в дорогу прошлогодние гусеничные следы. Вообще, зрелище этих ярких столбов посреди заваленного леса было совершенно сюрреалистичным и воспринималось как натуральная издёвка. Видимо это следствие прошлогодних противопожарных меропрятий. Но зато дальнейшая пара километров дороги была уже пропилена под бульдозер и завалена только ветвями - ехать стало веселее. И тут мелкие рабочие моменты вроде выправления тяг и замены умерших хабов затмевает харакири самурая - пополам по сварке ломается самодельный промвал. Всесторонний анализ ситуации привёл к удивительному выводу - "ничего поделать нельзя". Бросаем самурай, экипаж перебирается в уаз, продолжаем движение.

IMG_0037.JPG
IMG_0038.JPG
IMG_0040.JPG
IMG_0041.JPG
IMG_0042.JPG
IMG_0043.JPG
IMG_0053.JPG
IMG_0055.JPG
IMG_0057.JPG
IMG_0061.JPG

Тут между делом и выяснилось почему лес весь завален "ветками". Достаточно было внимательно взглянуть наверх, и обнаружить, что большинство деревьев стоят без макушек и без ветвей. Которые соответсвенно теперь лежат внизу. Этот участок леса достаточно молод, и видимо прошлогодняя засуха с последующими ветрами и ледяными дождями послужили причиной такого пейзажа.

IMG_0062.JPG
IMG_0066.JPG
IMG_0067.JPG
IMG_0070.JPG
IMG_0073.JPG

А потом у створного знака бульдозер почему-то поехал не по "зольной дороге", а по азимуту на ближайшую просеку, на перекрёстке с которой и был обнаружен последний свежепокрашенный квартальный столб. Там бульдозер развернулся и поехал обратно. Взглянув на эту просеку (79-80 кварталы) мы по глупости решили вернуться назад и поискать оригинальную "зольную дорогу". Нужный отвилок у створного знака в итоге был обнаружен, но картина ничем не отличалась от просеки. Кто-то робко поинтересовался - "а нам туда надо?"...

К следующим полутора километрам деревянной целины был применён главный прицип дао бездорожья - трое штурманов вместе искали путь наименьшего сопротивления по возможности недалеко от нарисованной дороги, которую на местности можно было обнаружить в виде неглубокой канавы, по которой тёк весенний ручей. Вообще говоря, ходить там было сложнее, чем ехать. Но глаза боялись, руки делали, и за пару километров до Зольного начался старый лес, завалы почти исчезли, и дорога перетекла в знакомый "двухполосный проспект".

IMG_0077.JPG
IMG_0080.JPG
IMG_0086.JPG
IMG_0088.JPG
IMG_0089.JPG

Спускаемся на берег на мысе уже в свете фар, уровень воды в водохранилище сейчас низок. Сбылась мечта идиотов. Никаких следов пожара в районе мыса не заметно. Обнаруживаем какой-то гусеничный след вдоль берега, конечно же напрашивается идея попытаться доехать по берегу до Мантовой поляны. Увы, есть якорь в виде откинувшегося самурая. Попытались в темноте прокатиться по берегу в поисках сухого места для ночёвки - всё быстро кончилось сдуванием в ноль, лебежением за топляки и друг друга. Оставляем пустое занятие, поднимаеся на берег, и встаём на ночёвку недалеко от мыса. Тут есть связь, вечер проходит в смс-спаме с дружками и спорах о возможности повторной сварки промвала.

1 мая

Ехать обратно по своим следам уже гораздо проще, хотя грунт в свежей колее оттаял, проступила вода, и местами становиться топко. Изредка в ход идёт лебёдка. После нескольких машин туда и обратно "зольная дорога" обретает узнаваемость, но по-прежнему дорогой это можно назвать лишь в некотором приближении. По возвращении к тракторному следу некоторые заявили что "мы тут не ездили" и "вчера дорога была лучше" :-)

IMG_0107.JPG
IMG_0110.JPG
IMG_0114.JPG
IMG_0115.JPG

Но ещё теплится надежда воплотить задуманный маршрут. Пока самурай цепляют за тойоту, серебристый уаз отправляется на разведку отвилка на Коргакошлалотке. Недалеко за Лабаем в том направлении тоже шёл бульдозерный след (с тележкой). След этот, как и предпологалось, вышел на просеку север-юг (67-68 квартал) в объезд оврага, и пошёл на юг к Волге. Петляя посреди свежих завалов мы проломились по нему пару километров, после чего стало ясно, что он просто спускается к Волге, возможно как раз на место пожара (позже эти предположения подтвердились в Урюме). На запад бульдозер поворачивать не собирался. Просека 67-76 была глухо завалена, как и раньше. По какому-то наитию было обнаружено место выхода старой дороги от Коргакошлалотке на пробитую бульдозером просеку, первый километр которой был умеренно завален, но требовал лебёдки.

IMG_0118.JPG
IMG_0121.JPG
IMG_0122.JPG
IMG_0123.JPG
IMG_0124.JPG

Вот только с японским ведром на хвосте о движении в этом направлении не могло быть и речи. Было принято очевидное решение - тащить самурай по бульдозерному следу обратно в населенку, скорее всего он приведёт в Урюм, а бульдозеры по плохим дорогам не ездят. Так и оказалось на практике, на этот раз Лабай форсировался ниже по течению (мост-труба там действительно существует), и ближе к вечеру мы бросаем самурай в Урюме у лесничего, который собственно и ездил тушить осенний пожар. Он также поведал как долго они пропиливали проезд к месту пожара, но точное количество дней сейчас уже ускользнуло из памяти.

IMG_0125.JPG
IMG_0127.JPG
IMG_0128.JPG
IMG_0129.JPG
IMG_0132.JPG
IMG_0137.JPG

Сами же мчим обратно, входим в лес по ранее известной дороге от Красного Озера. Здесь поначалу тоже есть прошлогодний тракторный след, который кончается через пару километров на вырубке. Но тут мы уже знаем секретные тропы, встаём на нужный отвилок, по которому похоже за последние два года после нас никто и не ездил. Много поваленных деревьев. Снега в лесу практически нет, встретили единственный заметный локальный сугроб на дороге. В 63-м квартале вновь появляются следы деятельности лесозаготовителей (видимо с Красного Востока), которые на наше счастье пропилили несколько сот метров объезда завалов через лес по дороге на юг. Дальше пошла опять "целина" двухлетней давности, с этой стороны к поляне ещё никто не подъезжал. Щучьегорск начал погружаться во тьму, две машины подотстали.

IMG_0146.JPG
IMG_0149.JPG

Тут стоит отметить, что два года назад где-то в 72-м квартале нам пригрезилась широкая, в полсотню метров дорога-просека, которая якобы шла дальше на юг к Волге. И сейчас, ломясь через бесконечные завалы, мы ждали что она вот-вот начнётся, и ненавистные деревья исчезнут. Чудо-просекой оказался действительно пятидесятиметровой пятачок - но в длину, и метров двадцать в ширину. Оставалось лишь усмехнуться и подивиться особенностям человеческого восприятия и этой галлюцинации, которая к тому же носила массовый характер.

Продолжаем применять уаз к завалам. К особенно запущенным случаем применяется бензопила. Ближе к полуночи первый разведовательно-прокладывательный шагающий экскаватор доходит до логического конца дороги - обрыва у Мантовой поляны. Когда-то, видимо ещё до водохранилища, здесь был плавный спуск. Между делом был обнаружен старый отвилок по кромке оврага, забиравший назад на север.

Тут нас замечает с другого берега оврага известный кировский экипаж, видимо специально нас карауливший. И сообщает, что у тойоты позади пробит радиатор, а у уаза опять погнута рулевая тяга - тут тоже местами появляется связь. Заимствуем холодную сварку и возвращаемся назад. Удивительно, но в большинстве случаев удаётся обнаружить свои следы объездов. Радиатор удаётся вернуть к существованию, трубки срезало прямо по бачку, сварка пришлась как нельзя кстати.

2 мая

После классической ночёвки-починки в болоте, ранним утром все вместе одолеваем последнюю пару километров, находим приемлемый спуск выше по ручью, и наконец мы на поляне. Отсутствие деревьев через которые надо ломиться поначалу кажется непривычным.

IMG_0153.JPG
IMG_0154.JPG
IMG_0156.JPG
IMG_0157.JPG
IMG_0158.JPG
DSC_0371.JPG
DSC_0373.JPG
IMG_0162.JPG

Разнообразие техники на поляне впечатляет - есть всё, от квадрика и нивы до зил-131. Через несколько часов заслуженного досуга и общения с дружками выезжаем на Киртели и домой.

IMG_0163.JPG
DSC_0379.JPG
DSC_0383.JPG
DSC_0381.JPG
DSC_0363.JPG
DSC_0347.JPG
DSC_0348.JPG
DSC_0349.JPG
DSC_0356.JPG
IMG_0164.JPG

ещё немного фото

назад