Алтай - Укок - Тыва - Западный Саян

(техническая информация)

Трек (ozi)

Наш маршрут не претендует на особенную оригинальности и новизну. Целью было, как обычно, за минимально-необходимое время побывать везде, куда может проехать один стандартный автомобиль. Маршрут можно разбить на три основных этапа: "программный" Алтай, плато Укок, и Тыва (ну и трасса туда-обратно). Из программных достопримечательностей мы выбирали то, что было нам по душе и примерно по пути. Плато Укок и Тыва составляли собственно внедорожную ("категорийную") часть.

Про проходимость дорог на категорийном участке в применении к стандартному автомобилю (3-х дверная SGV в старом кузове) можно пожалуй сказать сакраментальную фразу - мы проехали. Но повторять это на паркетном внедорожнике без пониженной передачи я бы не советовал - мы ехали достаточно близко к пределу возможностей автомобиля. Застревали мы дважды. Один раз на Укоке, на пути назад через "страшную лужу", когда наш объезд раскопали грязевыми катками. Второй раз - у Ак-Коля, выбрав по глупости дорогу через старый брод. Все решалось обычным домкратом и камнями.

N.B. Кстати, машина на этот раз была серьезно подготовлена. Была установлена защита картера и огромные 28-е колеса. Всё-таки в горы собирались, а не в ближайшее болото. Но никакая подготовка автомобиля не застрахует от поломок. Их было много. Традиционно, где-то в первые несколько дней отломился прогнивший кусок юбки аммортизатора и стал позвякивать на кочках. После Укока к нему в ансамбль добавился еще и хитро отрихтованный глушитель. Видимо там же оторвали болт крепления защиты картера. На пути назад ради самоуспокоения поменял масло в коробке, поскольку счёл его подгоревшим. Ну и одно пробитое колесо. Вроде бы всё... А нет, еще конкретно доставал молдинг двери, у которого потерялась клипса крепления, и он при открытии двери часто упирался в крыло. Как-то так.

Тёплый Ключ и собственно Укок. То, что "мы там не проедем" нам стали внушать еще до выезда, и периодически продолжали в процессе. На самом деле рецепт прохождения перевала прост - первая пониженная, смотреть во все глаза, и не торопиться. Торопиться вообще некуда, "это" не кончится очень долго - так вы будете ехать (в смысле - скакать по камням) часа четыре, чуть быстрее пешехода. Да, периодически будете получать камешками снизу, но ничего смертельного, если не спешить. На Укоке вообще не надо спешить, по множеству других причин... На самом плато дорога конечно лучше. Часто встречаются броды, но они вполне проезжие, выше бампера вода нигде не поднималась. Для "страшной лужи" (глубина 80-90 см, у колючки на подъездах к оз. Гусиному) пока еще есть неглубокий объезд (в крайнем случае можно не полениться и окончательно его замостить). Бензина на Укок брали 30 литров (+ полный бак 56 л. в Кош-Агаче), вернулись в Кош-Агач с ~20 литрами в баке.

Перевал Бугузун несколько попроще (да и покороче), но рецепт тот же. Тут дорога иногда идет по руслу ручья, и с ходу часто непонятно когда и на какой берег она выходит. Ну а самая интересная часть - "дорога" вдоль озера Хиндиктиг-Коль. Это несколько километров верхового болота с вкраплениями камней, по которому ездят во всех направлениях кто как может. Лебедиться там особо незачто (да нам и нечем было), главное - спустить колеса, и по старому рецепту - не торопиться и выбирать траекторию. Распространенной ошибкой является стремление забраться выше по склону в надежде, что там посуше - это не так, там как правило только хуже... В Тыве все как правило все придерживаются омского маршрута 2006 года. Но после того, как он завёл нас в старый брод через Шингылдырак, мы стали думать сами. И по правому берегу Каргы не поехали, обнаружив накатанную дорогу от Хиндиктиг-Коля через брод сразу на левый берег. Вообще, накатанные дороги здесь меняются каждый год - в зависимости от того, где стоят юрты. Бензина брали опять те же 30 литров (+ полный бак в Кош-Агаче), к заправке в Хандагайты в баке осталось литров 12, и 20 литров в канистре. Кстати, в Мугур-Аксы теперь есть заправка с 92-м бензином (но мы на неё не заезжали).

По дорожной части маршрута - всё как в жизни, есть и прекрасные, и ужасные дороги. Через Казахстан мы понятное дело не поехали, объезд через Ишим местами разбит (в колее от фур можно и на мосты сесть), есть кусок щебёнки, но дорогу там строят, много нового покрытия. Вообще за Уралом из-за характера дороги фуры разреживаются и можно ехать достаточно быстро. Ну, про Чуйский тракт и говорить нечего, там надо быть - одна из немногих трасс, на которых можно получать эстетическое удовольствие в процессе езды. Кстати, в Тыве есть аналогичные дороги. Кусок А-161 в Саянах вдоль р. Ак-Суг, плавно переходящий в "уральский" ландшафт вдоль р. Большой Он. Ну и особенно щебёнка вдоль р. Барлык и Арзайты (у Мугур-Аксы). Они конечно похуже качеством покрытия, но никак не пейзажем.

ГАИ на протяжении всей поездки было к нам абсолютно равнодушно. Останавливали нас лишь дважды, в Тыве, на тех самых постах, где переписывают всех проезжающих из других регионов. На первом долго изучали все документы, после чего попытались докопаться до якобы "неправильно оформленной" доверенности (сроком на 3 года, а не на 1 год). Но увы, наличие паспортов и хозяйки не оставило никаких шансов. На втором сотрудник порасспрашивал про Казань, похвастался, что у него там много знакомых, и со словами "ну что, братан, так и быть, езжай" отдал документы. Оба проявляли неподдельный интерес к дороге из Алтая через Бугузун.

А вот пограничников в Тыве мы не видели. Формально, для такого путешествия по Тыве необходимы пропуска в погранзону аналогичные алтайским. И строгая пограничница в Акташе заверяла нас, что как только мы заберемся на Бугузун (граница Алтая и Тывы), нас прям тут же и повяжут их тувинские коллеги. На деле тувинские погранпосты пусты, и всем это известно.

Пропуска в алтайскую погранзону мы делали в Акташе, но на данный момент там их лучше делать заранее (по факсу). Из Акташа всех желающих получить пропуска "здесь и сейчас" футболят в Кош-Агач (где собственно их и делают в течение дня). Почему не отфутболили нас - загадка. Наше заявление всё-таки приняли, пообещали рассматривать как полагается в течение 30 дней, и сделали пропуска за те два с половиной дня, пока мы ездили на Учар. Пропуска эти пришлось предъявлять лишь однажды, на Тархатинской заставе (со шлагбаумом), через 30 км после Кош-Агача. Застава Аргамджи на Укоке заброшена и потихоньку растаскивается. На "челябинской казачьей" особого внимания к проезжающим не проявляют, мы заезжали и отмечались на ней специально, из спортивного интереса.

Касательно хозяйственной составляющей - использовалась схема предыдущего путешествия, признанная крайне удачной. С собой брали стратегический запас консервов, расходные продукты на 3-4 дня покупали по пути. Готовили на газу.

Бензина потратили 1016 л , средний расход - 10.9 литров.

Также в программе путешествия было запланировано два эксперимента. Наконец взял с собой полноценный ноутбук и 3G-модем (модем разлоченный, что часто пригождалось - покрытие у разных операторов разное), и попытался вести краткий дневник в сети, чтобы не рассылать смс-ки всем заинтересованным лицам. В принципе - получилось, энтузиазма вечерами хватало как раз на пару строк. Второй эксперимент (тоже удавшийся) - использование кемпингов (в смысле организованных мест для палаток). В нашей полосе с этим глухо, а вот в Алтае и Хакасии - вполне. Для одиночной поездки во время "сезона" это скорее необходимость, чем дань "комфорту" - все более-менее доступные "дикие" места стоянок как правило забиты, и тратить время и силы на поиск подходящего места нет возможности. Конечно, на Укоке или Хиндиктиг-Коле таких проблем нет, туда доезжают только такие как мы.

Ну а ниже безумно красивые высотные и скоростные графики, и прочая заумно-занудная дребедень. "Автопоход 5-й (или какой там) категории сложности", как-никак.

Общая протяженность маршрута ~9300 км. Подробную статистику и графики движения за день можно посмотреть кликнув на соответствующем дне.

День 1 (31.07.2010)
[+0] 06:55-20:25 | 845 км 13:30

Казань - Н.Челны - Уфа - Черновское (Миасс)

День 2 (01.08.2010)
[+2] 06:35-18:45 | 965 км 12:10

Черновское - Челябинск - Курган - Ишим - Калиновка (Омск)

День 3 (02.08.2010)
[+3] 05:10-17:55 | 985 км 12:45

Омск - Новосибирск - Барнаул - Косиха

День 4 (03.08.2010)
[+3] 05:15-17:15 | 570 км 12:00

Косиха - Бийск - Горно-Алтайск - т/б "Кочевник" (Чибит)

День 5 (04.08.2010)
[+3] 07:50-16:40 | 263 км 8:40

т/б "Кочевник" (Чибит) - Калбак-Таш (петроглифы) - "Каменный Воин" - вдп. Ширлак - Акташ - пер. Кату-Ярык - т/б "Усть-Чульча" (р. Чулышман)

День 6 (05.08.2010)
[+3] 07:00-19:00 | 17 км (пешком) 12:00

устье р. Чульча - вдп. Учар - устье р. Чульча (пешком)

День 7 (06.08.2010)
[+3] 05:20-15:10 | 262 км 9:50

т/б "Усть-Чульча" - пер. Кату-Ярык - Балыктуюль - Акташ - Курай - т/б "Кочевник" (Чибит)

День 8 (07.08.2010)
[+3] 07:00-18:00 | 300 км 11:00

т/б "Кочевник" - Кош-Агач - р. Джазатор (брод у устья р. Жумалы) - пер. Теплый Ключ (2900 м) - р. Калгуты (ночевка за перевалом)

День 9 (08.08.2010)
[+3] 06:30-13:30 | 50 км 7:00

р. Калгуты - Бертек - оз. Кальджин-Коль

День 10 (09.08.2010)
[+3] 07:30-15:00 | 65 км 7:30

оз. Кальджин-Коль - "челябинская застава" - Бертек - застава Аргамджи - р. Калгуты (перед перевалом)

День 11 (10.08.2010)
[+3] 07:05-17:45 | 188 км 10:40

пер. Теплый Ключ (2900 м) - Кош-Агач - Кокоря - р. Бугузун (после брода)

День 12 (11.08.2010)
[+3] 06:45-15:05 | 70 км 8:20

р. Бугузун - пер. Бугузун (2600 м) - оз. Ак-Холь - оз. Хиндиктиг-Холь

День 13 (12.08.2010)
[+4] 06:10-14:15 | 22 км 8:05

оз. Хиндиктиг-Холь - устье р. Бестиг-Кара-Су (р. Каргы)

День 14 (13.08.2010)
[+4] 05:00-15:55 | 477 км 10:55

р. Каргы - Мугур-Аксы - Хандагайты - Ак-Довурак - т/б "Снежный Барс"

День 15 (14.08.2010)
[+4] 06:05-17:00 | 610 км 10:55

т/б "Снежный Барс" - Абаза - Бея - Саяногорск - Черемушки (Саяно-Шушенская ГЭС) - Абакан - Троицкое - т/б "Приют странника" (оз. Шира)

День 16 (15.08.2010)
[+4] 06:35-18:05 | 794 км 11:30

т/б "Приют странника" - Шира - Ужур - Ачинск - Мариинск - Тюменево - Томск - Чернышевка - Уртам

День 17 (16.08.2010)
[+3] 04:45-19:00 | 944 км 14:15

Уртам - Колывань - Новосибирск - Омск - Калиновка

День 18 (17.08.2010)
[+3] 05:15-19:15 | 1072 км 14:00

Калиновка - Ишим - Курган - Челябинск - т/б "Китова пристань" (оз. Зюраткуль)

День 19 (18.08.2010)
[+2] 10:35-23:15 | 785 км 12:40

оз. Зюраткуль - Уфа - Н.Челны - Казань

День 20 (19.08.2010)
незаметно настал в процессе разгрузки :)

назад