Экспедиция "Унжлаг", 1-7.11.2008

Краткое техническое содержание

Маршрут претерпевал значительные изменения по мере приближения даты старта. Первый вариант представлял собой прямую с востока на запад - заезд через Красный Мост, л/у 26 и далее к Унже и оз. Медвежье. Но, как сообщили нижегородцы, озеро Медвежье ничего из себя не представляет, поэтому было решено после л/у 26 уйти на Торзать и на асфальт в Юрово. Но потом и это показалось слишком простым. В итоге был разработан диагональный маршрут с заходом в Бердничатах, посещением 3-х ОЛП Унжлага, и выходом в Юрово, а после еще и заезд на оз. Текун. Конечно выглядело все это утопично, но всегда лучше иметь запас по маршруту, чем судорожно думать куда дальше ехать. Сразу скажу, что и рыбку съесть и на паровозике покататься не получилось, но особых сожалений по этому поводу нет - нам удалось проехать транзитом от Бердничат до Тимарихи (от асфальта до асфальта).

Традиционно самое интересное происходило в темноте, фотографии увы, только из светового периода.

1 ноября

Вечером выехали Мартынов, Гаврюша и Лариса. Мы решили ехать рано утром 2-го. Договорились встретиться за Красным Мостом.

2 ноября

Встретились, все вместе поехали дальше. Из-за всяких мелочей теряем пару часов светового времени. Заправляемся под завязку в Ветлуге уже в сумерках. Будем пытаться сегодня проехать до кедровника Флоренского, но выглядит это уже маловероятным.

Все началось собственно сразу как кончился асфальт в Бердничатах - полу-мост полу-гать с колеей уходящей в утро, и дождь со снегом. Автомобильных следов на дороге не заметно, только колеи от лесовозов и тракторов. К счастью есть пешеходный трек AlexXC, который служит путеводной нитью в темноте. Несколько раз разматываем лебедки, колеи слишком глубоки. Проезжаем Киселевское, "грузинскую дорогу" - длинную гать, построенную лесозаготовителями, Мариновское. После спуска к ручью за Мариновским у TLC кончилось сцепление. Дальше сегодня ехать не имеет смысла. Находим что-то приблизительно похожее на ровную поляну за ручьем и встаем на ночевку.

3 ноября

Решили оставить TLC здесь - вернемся за ней потом, если получится. Экипаж рассаживаем по другим машинам, это непросто, все и так забиты под завязку. Проезжаем Медведовское и Высоковское, в них сохранились остатки домов. Долго ищем кедровый сад, еле находим неавтомобильную узкую колею, которая и вывела нас к "саду". Таблички на кедрах по прежнему есть. Могилу Флоренских нашли тоже не сразу, на общем серо-коричневом фоне заметить её довольно непросто.

Въезжаем в Костромскую область, пытаемся найти нарисованную на одной из карт дорогу на юг, но ее конечно же нет. Есть только колея от ГТС уходящая по просеке на запад, едем по ней. Через пару километров колея начинает спускаться в пойму р. Поеж - грунт не держит человека, дальше можно ехать только на лебедке (под горку!) и конца этому не видно, очевидно зимник. Возвращаемся и спускаемся "ступеньками" на лежневый ус через пару бродов. На усе все залито водой, сухого места нет вообще. Насыпь в более-менее приличном состоянии, первая машина пробивает заиленную колею с трудом, следующим проще. Встречаются лежневые артефакты. Иногда пилим поваленные деревья, закидываем промоины в насыпи, и к темноте прибываем в первый по ходу нашего следования лагерь (ОЛП 17). Из строений сохранилась пара стен от какого-то барака, очевидно хозяйственного назначения, уже за периметром зоны. Главный ус встречает нас твердым покрытием! От этого за прошедший день уже отвыкли, летим дальше. Дорога резко меняется, тракторные колеи сменяются песчаными участками и наоборот. Задача одна - проехать по усу как можно дальше. Но удается дойти только до моста через Белый Лух. В нескольких сотнях метров от моста в колее разбортируется колесо на уазе Мартынова, Луноход почти кладут на бок с насыпи в болото, а поехавший на подмогу уаз Мансурова теряет оба моста сразу. Много времени уходит на вызволение Лунохода. Зацепиться за другую машину нельзя - вектор не тот, Луноход только дальше опрокидывается. Лебедиться под прямым углом к насыпи незачто, трава и кусты, деревья в воде по пояс вырываются руками. Но, как известно, всегда посреди болота есть одно достаточно крепкое дерево. Надо только его найти, темной-темной ночью, в темном-темном болоте. В общем долго-ли, коротко-ли, нашли это дерево, вытащили морду, потом и всю машину. Безмостовый УАЗик уволокли на место стоянки задом.

imgp5208.jpg (JPEG) imgp5209.jpg (JPEG) imgp5210.jpg (JPEG) imgp5211.jpg (JPEG) imgp5212.jpg (JPEG)
imgp5213.jpg (JPEG) imgp5214.jpg (JPEG) imgp5223.jpg (JPEG) imgp5227.jpg (JPEG) imgp5228.jpg (JPEG)
imgp5231.jpg (JPEG) imgp5232.jpg (JPEG) imgp5233.jpg (JPEG) imgp5236.jpg (JPEG) imgp5238.jpg (JPEG)
imgp5239.jpg (JPEG) imgp5240.jpg (JPEG) imgp5241.jpg (JPEG) imgp5243.jpg (JPEG) imgp5249.jpg (JPEG)
imgp5253.jpg (JPEG) imgp5255.jpg (JPEG) imgp5256.jpg (JPEG) imgp5257.jpg (JPEG) imgp5260.jpg (JPEG)
imgp5261.jpg (JPEG) imgp5263.jpg (JPEG) imgp5264.jpg (JPEG) imgp5265.jpg (JPEG) imgp5266.jpg (JPEG)
imgp5269.jpg (JPEG) imgp5270.jpg (JPEG) imgp5276.jpg (JPEG) imgp5277.jpg (JPEG) imgp5278.jpg (JPEG)

4 ноября

С утра меняем заднюю полуось, спереди похоже умерла ГП или диф. В запчастях их нет, дальше едем на одном мосту. Латаем еще один мост, через Белый Лух. Меняем головную машину, впереди ставим Мартынова. Доезжаем до второго лагеря (ОЛП 13). Здесь сохранились остатки двух бараков. После осмотра выдвигаемся к третьему лагерю (ОЛП 26). Пытаемся пройти по ЛЭП и дальше на Бурашную, но после въезда в лес скорость резко падает - глубокая заиленная колея от шишиги. часто без возможности объезда. Пешая разведка приносит неутешительные вести - это не кончается минимум пару километров. Есть следы объезда наиболее засадных мест по лесу - кто-то из трофистов уже был там. За разумное время мы здесь не пройдем, разворачиваемся с полпути, лебедимся обратно. Возвращаемся на перекресток с ЛЭП, по пути на Гаврюше ломается шкив помпы. Это плохо. Это очень плохо...

Находим замечательное место для стоянки недалеко от перекрестка "главного уса" и "магистральной грунтовки" - сухая поляна лесорубов, с дровами и туалетом(!).

Ситуация обостряется тем, что на двух машинах (настоящей и бывшей головной) начинает заканчиваться топливо. Пока все заваливаются спать, выезжаем на ночную разведку с Мартыновым. По пути раздается нехороший скрип из заднего колеса, видимо подшипник. Решаем не испытывать судьбу и идем пешком от ЛЭП до разъезда 93 км и дальше на восток по второстепенному усу. Насыпь хорошо сохранилась, есть автомобильная колея (конечно же от шишиги), в основном проезжая. Автомобильных следов нет, но мы их уже давно не видели. Доходим до первого моста через Туниху - моста нет, но нет и особой в нем необходимости. Возвращаемся назад до машины и на стоянку, завтра (в смысле сегодня утром) будем пытаться пробиться по этому усу на 26-й лесоучасток, и дальше на асфальт на Красный Луч.

imgp5279.jpg (JPEG) imgp5280.jpg (JPEG) imgp5281.jpg (JPEG) imgp5282.jpg (JPEG) imgp5283.jpg (JPEG)
imgp5284.jpg (JPEG) imgp5285.jpg (JPEG) imgp5287.jpg (JPEG) imgp5288.jpg (JPEG) imgp5289.jpg (JPEG)
imgp5290.jpg (JPEG) imgp5292.jpg (JPEG) imgp5293.jpg (JPEG) imgp5294.jpg (JPEG) imgp5295.jpg (JPEG)
imgp5297.jpg (JPEG) imgp5299.jpg (JPEG) imgp5301.jpg (JPEG) imgp5302.jpg (JPEG) imgp5304.jpg (JPEG)
imgp5305.jpg (JPEG) imgp5306.jpg (JPEG) imgp5307.jpg (JPEG) imgp5308.jpg (JPEG) imgp5309.jpg (JPEG)
imgp5310.jpg (JPEG) imgp5311.jpg (JPEG) imgp5312.jpg (JPEG) imgp5315.jpg (JPEG) imgp5316.jpg (JPEG)
imgp5317.jpg (JPEG) imgp5321.jpg (JPEG) imgp5322.jpg (JPEG) imgp5323.jpg (JPEG) imgp5324.jpg (JPEG)
imgp5325.jpg (JPEG) imgp5327.jpg (JPEG) imgp5328.jpg (JPEG) imgp5329.jpg (JPEG) imgp5331.jpg (JPEG)
imgp5332.jpg (JPEG) imgp5333.jpg (JPEG) imgp5334.jpg (JPEG) imgp5335.jpg (JPEG) imgp5336.jpg (JPEG)
imgp5338.jpg (JPEG) imgp5341.jpg (JPEG) imgp5342.jpg (JPEG) imgp5343.jpg (JPEG) imgp5345.jpg (JPEG)
imgp5349.jpg (JPEG) imgp5351.jpg (JPEG) imgp5352.jpg (JPEG) imgp5353.jpg (JPEG) imgp5354.jpg (JPEG)
imgp5358.jpg (JPEG) imgp5359.jpg (JPEG) imgp5361.jpg (JPEG) imgp5362.jpg (JPEG) imgp5364.jpg (JPEG)
imgp5365.jpg (JPEG) imgp5366.jpg (JPEG) imgp5367.jpg (JPEG) imgp5369.jpg (JPEG) imgp5370.jpg (JPEG)
imgp5371.jpg (JPEG) imgp5372.jpg (JPEG) imgp5373.jpg (JPEG) imgp5374.jpg (JPEG) imgp5375.jpg (JPEG)
imgp5376.jpg (JPEG) imgp5377.jpg (JPEG) imgp5378.jpg (JPEG) imgp5380.jpg (JPEG) imgp5381.jpg (JPEG)

5 ноября

С утра выхожу на разведку предполагаемого пути "аварийной выброски" по треку RaFaeL, через кордон 11-й, Фалино и далее на Тимариху. По плану хотелось ехать на Торзать и дальше в Юрово, но очевидно, что и не успеем (отстали от графика на сутки), и не хватит топлива, и состоянии техники уже не то. Выход на Красный Луч от разъезда 93 км выглядит достаточно призрачным, насыпь с дорогой может просто кончиться в районе л/у 26 (как и нарисовано на карте), то что начнется дальше может нам не понравиться - а топлива на экперименты уже нет. Начало дороги на кордон 11-й не внушает опасений, типичный "марийский" лес, с относительно свежим следом шишиги. Это радует, следов мы не встречали уже давно. След по главному усу идет до места, на котором стоял охотничий домик (перед перекрестком). При возращении забегаю на высоковскую скважину, ничего особенного, специально заезжать не стоит.

Пока чинится Гаврюша и Мартынов, выезжаем с Мансуровым на повторную разведку на Луноходе на ус от кордона 93-й км. Проезжаем по усу чуть больше километра, на заболоченном участке садимся в любимую шишигинскую колею. При попытке вылезти назад раздается трансмисионный стук, дедуктивно вычислили смерть задней передачи. Непонятно смеяться ли по этому поводу (сначала было похоже на смерть раздатки или заднего моста) или плакать. Теперь можно только разворачиваться и алга! Но по сути это уже очень-очень плохо. Просто никак. Пара часов уходит на разворот длинной машины, рвем трос задней лебедки. Что-то упрямо не пускает нас на этот ус, может это и к лучшему. Время поджимает, забиваем на л/у 26, будем выбираться по известной дороге - по ней ехали велосипедисты, и похоже по ней же проехали нижегородцы на Медвежье озеро, да и к тому же на ней есть след. Пока мы безуспешно разведывали ус, Гаврюше возвратили помпу ценой генератора. Вместо генератора на багажник был водружен автономный бензогенератор с зарядным устройством, который и занимался зарядкой. Оригинальное техническое решение имело переменный успех - ток выдаваемый зарядным устройством был мал, и его не хватало даже на зажигание, но аккумулятор разряжался гораздо медленнее.

Итак, началась "операция самоэвакуация" aka "аварийная выброска". Дорога радовала недолго, как раз до кордона 11-й. Дальше пошли затяжные глиняные подъемы и спуски с бродами. Самый сложный брод - через р. Шада. Брод неглубокий (максимум 1 метр), если идти по правильной траектории, иначе можно уйти с головой. На правом берегу есть несколько готовых якорей с петлями за которые можно цепляться (видимо с их помощью шишига переправляется на лебедке). Мы переправлялись с правого на левый - необходимо 70 метров троса чтобы дотянуться до ближайшего крепкого дерева. Возможно подобные якоря есть и на левом берегу, но мы их в темноте не заметили. На подъезде к Фалино становится все хуже. Тяжелее всего шишигинские колеи даются Луноходу, приходится лебедиться через блок. К полночи последняя машина выбирается наверх к Фалино, встаем на ночевку на окраине леса.

imgp5382.jpg (JPEG) imgp5383.jpg (JPEG) imgp5384.jpg (JPEG) imgp5385.jpg (JPEG) imgp5386.jpg (JPEG)
imgp5388.jpg (JPEG) imgp5389.jpg (JPEG) imgp5390.jpg (JPEG) imgp5391.jpg (JPEG) imgp5392.jpg (JPEG)
imgp5395.jpg (JPEG) imgp5398.jpg (JPEG) imgp5401.jpg (JPEG) imgp5402.jpg (JPEG) imgp5404.jpg (JPEG)
imgp5405.jpg (JPEG) imgp5407.jpg (JPEG) imgp5408.jpg (JPEG) imgp5410.jpg (JPEG) imgp5413.jpg (JPEG)
imgp5414.jpg (JPEG) imgp5415.jpg (JPEG) imgp5416.jpg (JPEG) imgp5418.jpg (JPEG) imgp5419.jpg (JPEG)

6 ноября

Ранним утром самоэвакуация продолжается. Ночная разведка принесла утешительные результаты - все говорит о том, что самый сложный участок позади и дальше дорога начнет улучшаться. Само Фалино изъезжено вдоль и поперек (видимо охотниками), на въезде висит табличка "охотхозяйство Любимовское".

Еще несколько глиняных подъемов и спусков - и от Трушкино начинается приличная езженая дорога. К 11-ти мы на асфальте (кто-то обещал его целовать, но кажется так и не сделал этого). Дальше начинается эвакуация тойоты. Сначала на заправку в Ветлугу (дотянули!), потом в Новопокровское, надеемся найти что-то способное дотащить обездвиженную машину до асфальта. Самим ехать совсем не хочется, техника и так изрядно потрепана. Удается найти тракториста, согласившегося ехать за ней, причем в ночь! Удача неимоверная, расчитывали на утро. Впрочем те, кому было надо на работу 7-го, уже отпросились и предупредили что не смогут. Забиваемся втроем с Филипповым в кабину Т-80, через несколько километров становится понятно, что втроем в кабине никак не доехать, попеременно стоим сзади на навеске. Тракторист оказался очень толковым, к тому же и родился в Красных Прудах, про местные дороги знал все. Это и помогло - права на ошибку не было, засадив трактор мы обрекали себя еще минимум на сутки ожидания. В общем, аккуратно доехали до тойоты, протащили ее обратно по своим же следам до асфальта, тракторист сам удивился. Заняло это 5 часов, закончилось пол-второго ночи.

imgp5422.jpg (JPEG) imgp5423.jpg (JPEG) imgp5425.jpg (JPEG) imgp5426.jpg (JPEG) imgp5427.jpg (JPEG) imgp5428.jpg (JPEG)
imgp5429.jpg (JPEG) imgp5430.jpg (JPEG) imgp5431.jpg (JPEG) imgp5432.jpg (JPEG) imgp5433.jpg (JPEG) imgp5435.jpg (JPEG)

7 ноября

Тойоту на лямку, и домой тем же маршрутом, по пути делаем несколько остановок на сон. Потеряли зарядку, едем на аккумуляторах. К наступлению сумерек мы в Казани.

Заключение

Участок главного уса между кордоном Поеж и кордоном 11-й вполне проезжий, причем места с глубокой колеей сменяются песчаными участками на которых можно смело ехать 50 км/ч. В нескольких местах автомобильная колея сходит с насыпи и потом возвращается обратно, такие участки непротяженны, но требуют аккуратности. Есть одна промоина "под лебедку", впрочем посуху она скорее всего проезжается и так. Мост через Белый Лух дышит на ладан, а глубина там приличная. Езженая дорога по главному усу идет дальше на север от кордона Поеж (мы заехали на главный ус перед мостом через Пчелью), но насколько далеко - мы не разведывали. Есть несколько отворотов с главного уса на запад - на Кукуй и Высокую (вдоль Белого Луха и южнее), выглядят вполне используемыми, на каком-то видели тракторный след. Главный ус не является опорной дорогой, используются только его отдельные участки (что нехарактерно для разобранных ж/д).

Напутствие тем, кто хочет посетить геокешерский тайник на л/у 26: если вы хотите просто съездить за тайником (мы такой цели не ставили), самый лучший вариант - от Красного Луча и обратно. На самом деле это наверное один из самых доступных ОЛП с асфальта, по крайней мере из тех, которые мы видели.

PS: С погодой нам откровенно повезло. Уйди температура в устойчивый минус - выбирались бы мы оттуда очень долго, горький опыт езды по замерзшим колеям чужого калибра имеется. Вообще, по возможности лучше выбирать для таких путешествий более сухое и теплое время, с длинным световым днем, а также машины с редукторными мостами :-)

назад