ПРОПАЩАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Состав:

1. УАЗ почти стандартный, класс ТР3, экипаж - молодожены Мартыновы Александр и Регина, 6 мес. беременности.
2. УАЗ ака Серебристая Фигня, двигатель 3L, класс ТР3, экипаж - Мансуров Дмитрий, Болдышевы Константин, Ольга (жена) и Вероника (дочь).
3. Тойота TLC70, класс ТР2, экипаж - Ануфриева Лариса и Филиппов Сергей.
4. Тойота Hilux, класс ТР2, ака Луноход, экипаж - Мансуровы Юлия, Сергей (сын) и Александра (дочь).
5. Нива ака Гаврюша, класс ТР3, потому что от нивы там только фюзеляж, а двигло и мосты уазовские, хотя по документам она все еще нива, экипаж - Лопатин Сергей, штурман Дмитрий с сыном.

В процессе состав экипажей и даже их количество будут меняться, но об этом сказка будет впереди.

Итак:

Осенние школьные каникулы предполагалось провести, как всегда, на свежем воздухе - выгулять детишек. Правда, наше участие в экспедиции висело на волоске до последнего дня - Луноход чинился плохо и неохотно. У него, бедненького, давно и громко хрустит передний шрус. Мы его заказали на exist.ru, но он не успел прийти, согласно закону жанра. Так же как и у Ларискиной тойоты не успел прийти тормозной цилиндр, да и сломалось у всех машин совсем не то, чего мы ожидали.

2.11.08

Выехать мы хотели в 6 утра, выйти из дома соответственно в 5, встать соответственно в 4: Но предстартовое волнение - это сильная вещь, так что я вскочила в 3 часа ночи - и сна ни в одном глазу. А вот выехать в 6 утра не вышло - Болдышев забыл дома навигацию, возвращался, так что выехали только в 7. Ехали двумя машинами - Луноход и Серебристая Фигня, остальные дружки уехали еще вчера с вечера. Нам светило 500 км асфальта, в том числе и условного, за 1 день. А я больше 400 км в день проезжать физически не могу - может кто-то и 1000 запросто, а для меня 400 это предел, а 500 - это экстрим: Но ехалось сравнительно легко, среди дня мы встретились со своими дружками, ночевавшими в Красном Мосту (или Мосте - не берусь судить). Только вот мой Луноход меня успел немного напугать еще на асфальте --у него внезапно отвалился проводочек, ответственный за подачу топлива, я давлю на педаль, а он не едет!!! Даже посмотрела под ноги - на ту ли педаль давлю: Но доблестные дружки - Димон и Костик - быстро определили, в чем трабл, и устранили оный. А еще обнаружилось, что радиатор открыт и пробка скромно лежит под капотом - пришлось воды долить, тосол расплескался. Ну и дела! Весь день мы тихо-мирно ехали по асфальту, но как только стемнело - так началось: По этой несложной формуле проходила и вся последующая часть экспедиции - все самое интересное происходило в темноте, не попадая ни на фото, ни на видео. Итак, с наступлением темноты мы покинули условный, но все же асфальт, и сразу попали в такую бяку! Хоть Костик и уверяет меня, что это просто Серебристая Фигня упала в колею, а Луноход ее вытаскивал, а все остальные вообще не лебедились, на меня это все произвело гнетущее впечатление, как будто мы лебедились там в снегах полночи (первый снег сильно впечатлил), и мое скептическое чувство меня не обмануло - Лариска там быстренько сожгла сцепление! Так что ночевать пришлось там, где нас застала эта поломка - в болоте, без дров и питьевой воды. Ужин готовить посему не стали, перекусили чем было с чаем из термосов, с Тойотой разбираться тоже не стали - отложили до утра. Упали спать.

3.11.08

Сегодня день рождения моего мужа Димона! Но всем не до того. С утреца как-то нашли воду, что-то сготовили и съели, а потом решили бросить Ларкину тойоту в ближайшем болоте, а шмотки и экипаж рассадить по другим машинам. Мартынов взял к себе Серегу, а я Лариску, а дочь у меня забрал Димон. После этой нехитрой рокировки пришлось еще и шмотки размещать - привязывать их к машинам снаружи, внутрь они уже не лезли, все-таки в ноябре путешествуем - полно теплой одежи, и еды на неделю, и запчастей вагон - все равно никто не угадал, что именно сломает, и взяли не те запчасти!!! Почти весь день я продремала на штурманском месте, машину вел Серега. За дорогой не следила, в кедровом саду не побывала. На камеру не снимала. Лебедиться не помогала. Лишь после обеда села за руль - немного развеяться. Посмотреть остатки лагеря не удалось - дорога к нему была уже так расколбашена, что мы там проваливались в какие-то ямы и лебедились на каждом шагу, посему сочли за благо не лезть на рожон и развернулись назад. Куда нам на своей ТР2 за тремя ТР3 угнаться! Как обычно, самое интересное началось в темноте - Мартынов разбортировался несмотря на свои бедлоки, Серега уложил Луноход в кювет на бок, дружки самоотверженно помогали ему вылезать - бродили по болотам по пояс с матом, гиканьем и свистом в поисках путевого дерева, а этот Желтый Сволочь (в смысле Луноход), вместо чем вставать на 4 колеса, все больше и больше ложился на бок: Наконец, нас спас Димон на Серебристой Фигне, но оная Фигня поплатилась потерей обоих мостов сразу! Это беспрецедентный случай, обычно мосты у него ломались как-то по одному. А тут порвалась, традиционно, полуось в заднем мосту и почти одновременно накрылся передний, что там сломалось - пока неизвестно, разбирать его запаришься, да и безыдейно - все равно запчастей нет. А заднюю полуось-то Димон менять умеет и возит их с собой пачками, это не вопрос. Причем он неуклонно совершенствуется в этом деле - раньше он менял полуось за 4 часа, сейчас - за полтора. Скоро будет с закрытыми глазами на время, как автомат Калашникова. Спать валимся прямо на дороге, так как по обе стороны дорожной насыпи кошмарнейшее болото.

4.11.08

С утра я готовлю праздничный завтрак вместо несостоявшегося вчера праздничного ужина. А именинник меняет полуось. Теперь мы имеем недоприводной УАЗик - это лучше, чем совсем бесприводной. В этот день нам с нашей краеведческой миссией повезло больше - мы осмотрели бывший лагерь при свете дня, в нормальных условиях. Дружки там покуражились - посидели за решеткой в темнице сырой, попозировали перед камерами. А ближе к вечеру, как всегда, во мраке, жестко лебедимся - и что самое обидное, лебедимся туда и обратно, разворачиваемся, обнаружив полную непроезжабельность выбранной нами дороги. Отрываем у Серебристой Фигни кивларовый трос, потом с устатку я его еще и неправильно привязываю, лебедку от полной поломки спасает только бдительность Костика. У Серебристой Фигни изначально нет задней лебеды - еще в городе в гараже была потеряна нужная деталь - теперь он стал заднеприводным, не хватало еще лебедку доломать! Бережем зверька как зеницу ока. Живых машин остается в нашей экспедиции все меньше и меньше, домой уже непонятно кто кого потащит. Да и вообще, насчет домой пока ничего не ясно - народ, которому в пятницу на работу, уже волнуется и думает, как бы сообщить начальству о своих планах на ближайшие рабочие дни (сотовой связи нет, ясен пень). Самое смешное, что дорог тут вообще практически нет. То, по чему мы едем, дорогой назвать язык не поворачивается. И слово "ехать" тут тоже не очень уместно - уж очень мало километров мы проходим за день. Выберемся ли вообще из этого ужасного места - сказать трудно. Мы не первый раз путешествуем по бездорожью, но такой бяки, как в Костромской области, мы нигде еще не видели. В той же Марийке есть и хорошие, и плохие дороги, есть заросшие или заболоченные просеки через каждый километр, есть даже кое-где квартальные столбы! Там столько дорог, что на каждой развилке чувствуешь себя как рыцарь на перепутье. А тут!!! Мы не видели ни одного квартального столба, ни одной просеки, почти ни одной развилки! Зато тут с ориентированием трудностей меньше - выбирать не из чего, дорога одна, и та поганая-препоганая: По ней или доехать, или сгинуть в этих болотах, поросших пакостным кустарником - дров нет, леса толком нет! Самое подходящее место для лагерей - безотрадное и гиблое. Но нас голой рукой не схватишь - у нас прекрасное настроение, все веселятся, прикалываются, особенно над оставленной в болоте Ларискиной Тойотой. Решаем, когда за ней поедем - на новый год или уж на первое мая. Или просто в интернете опубликовать координаты - кто первый найдет.

Но мы отвлеклись. Итак, развернувшись с плохой дороги на менее плохую, мы начинаем резво двигаться в сторону ночевки, бивака, костра и ужина (размечтались!) - но тут Гаврюша внезапно перестает ехать по непонятным пока причинам. Оказывается, у него сломался шкив помпы. Луноход берет Гаврюшу на буксир, и мы вскоре оказываемся прямо-таки вознаграждены за пережитые мучения - первый раз отличное место для ночевки! Сосновый лес, оборудованный бивак с дровами, туалетом и колодцем. Правда, колодец мы в темноте не заметили и больше часа ездили с Костиком за водой - проперли на себе пешком метров 200 тяжеленную бочку с водой. Ну это ничего. Вечер прошел весело. Для всех, только не для главного штурмана - Костика. Его чело было омрачено гнетущей его заботой - надо предпринять решительную разведку, без права на ошибку, ведь топливо, время и главное - наши "железные ресурсы", наше, тскть, hardware, уже на исходе. И ночью, когда все крепко и беззаботно спали, Костик поехал на самом живом автомобиле - с Сашкой Мартыновым - на разведку! Разведка дала отрицательный результат.

5.11.08

С утра штурман Гаврюши Дима снял с Мартыновского УАЗика лишний шкив и поставил его на Гаврюшу. Костик убежал на пешую разведку. Мартынов менял подшипник. А потом Костик с Димоном отправились на повторную разведку на последней уцелевшей машине - на Луноходе. Разведка продолжалась очень долго, поэтому мы почему-то решили, что ребята привезут нам хорошие новости. Веселились у костра, варили яйца, которые Леха каким-то чудом умудрился столько дней возить по бездорожью и не разбить - лично у меня в Луноходе даже банки с тушенкой все мятые и битые! Наши разведчики вернулись с очередным "нет"-ом, даже с двумя. Во-первых, разведка почти не состоялась - дороги нет и у Лунохода теперь задней передачи нет!!! Навернулась. И задней лебедки тоже нет. То есть девиз - "только вперед!", в прямом смысле. Ни тебе откатов, ни разворотов - а машина-то длинная, ее без заднего хода развернуть вообще невозможно, даже на трассе. В общем, Луноход разом переместился из разряда самых живых в разряд полумертвых. Самым живым до конца экспедиции оставался УАЗик Мартынова. Едем дальше. Едем плохо - у Серебристой Фигни недопривод, у Лунохода нет заднего хода, у Гаврюши нет зарядки - хитроумный девайс ака зарядное устройство на крыше автомобиля выглядит круто, но работает плохо. Мартынов едет впереди, мы периодически за ним подтягиваемся, помогая друг другу - то прикуривая, то буксируя, смотря у кого что болит. Инвалидная компания. Вероятность вернуться к нормальной жизни, к работе и учебе, к комфорту и цивилизации кажется все призрачней. Но никого это не парит, всем весело. В темноте нас постиг веселенький бродик - первая машина переправилась, вторая за нее заякорилась, потом третья за вторую, потом для четвертой якорем стала третья - и так бабка за дедку, дедка за репку: Штурманы все вымокли до шеи, на том берегу переправившийся первым Мартынов всех поил горячим чаем со вкусностями. Потом поехали дальше по дороге и ехали бы так незнамо сколько, попеременно лебедясь, но место и время остановки на ночлег было определено Мартыновым - у него кончился бензин и он встал! Все были рады отдыху, а как завтра с утра заводить весь этот полумертвый автопарк - вот завтра и думать будем. "Ночь - спать", как сказал бы наш друг из Кирова Сергей Перминов.

6.11.08

На другой день внезапно стало легче - вскоре дорога получшела, мы даже ни разу не лебедились на Луноходе. Ну, недоприводная Серебристая Фигня-то лебедилась, конечно. Но все же через несколько километров дорога вдруг стала похожа на Марийскую - кругом сосновый лес, дорога песчаная! Как она радовала глаз после гнусных болот, поросших кустами! Предвкушаем занимательное зрелище - Лопатина, целующего асфальт. Он, помнится, еще третьего дня пообещал сделать это. Но так и не выполнил своего обещания. Перед асфальтом долго-долго "чистим перышки" - все что-то чинят. Мартынов - тормоза, Гаврюша - все подряд, Луноход - ремень генератора меняет, Серебристой Фигне уже ничего не поможет, но по асфальту можно и на недоприводе ехать. Протираем окна, фары и номера, качаем колеса. Пора заняться эвакуацией Тойоты. Но сначала - заправка! А потом у Серебристой Фигни умер генератор - стоим в темноте, холоде, под снегопадом на асфальте и меняем генератор на более старый, взятый с собой в качестве запасного. Одновременно подтягиваем шкворни на Луноходе. Ни одна из наших машин уже не была в состоянии вытащить Тойоту из болота, по счастью, мужикам удалось найти в деревне трактор, который "запросто" (за 5 часов виртуозного вождения) припер ее на асфальт. А мы пока поспали. Это существенно, потому что в обратный путь мы двинулись в 2 часа ночи. Нам предстояло еще часов 12 руления по асфальту в невыспавшемся состоянии.

7.11.08

Едем домой, тупо, по трассе, на искалеченных машинах. Серебристая Фигня тащит Тойоту, остальные крадутся еле-еле сами. Я уже забыла, что у меня нет заднего хода - на трассе он не очень нужен. Меня больше парит гололед. Совершенствуюсь в торможении двигателем. Зарядки ни у кого нет - фары зажигаем только перед постами ГАИ. У Серебристой Фигни масло течет из двигла, потому что генератор старый и полудохлый, у Лунохода - из заднего моста. Идем плохо, часто останавливаемся поремонтироваться и подремать минут 15-20, как Штирлиц. Но все равно смертельно хочется спать - на борьбу со сном уже брошены последние средства - подпевание Битлам (5,5 часов) и Газманову (2 часа). Ларискину Тойоту оттащили в Белобезводное и там с облегчением бросили, потом доплюхали до дома. Экспедиция закончилась в 3 часа дня 7 ноября.

А завтра мы опять поедем в лес - пьянствовать на Глухое, продолжать праздновать Димкин день рождения. Ремонт машин, видимо, затянется - Серебристую Фигню бы к Королевской Охоте сделать, а Луноход уж только к весне получится. Коробка передач - дело непростое. Ну и поломки же у моего Лунохода - в 2006 году раздатка, в 2007 году главная пара и двигатель, в 2008 - коробка. А Серега Филиппов мне говорит, что самое слабое место у тойоты - граната. Его бы устами да мед пить. Кстати, граната-то так и не навернулась, все еще цела! Зато сломалось все остальное. Знать бы куда упадешь - соломки бы подстелили. Взяли бы с собой запасное сцепление для Лариски, запасной генератор для Димона, шкив помпы для Гаврюши, подшипник заднего моста для Лунохода и коробку передач, гы! В целом, экспедиция удалась. Мы нашли то, что искали - а именно, Унжинские лагеря - так что можно больше туда не ездить. И это хорошо!

назад