Семь джипов

День первый

Hаше первомайское путешествие началось, как ни парадоксально, 30 апреля. Костик Болдышев выехал еще днем. Кто там еще будет - мы знали лишь приблизительно. Hу, думали, машины 3-4. Сами же мы судорожно готовились к поездке до глубокого вечера 30-го числа, ибо Димон только 29-го из Москвы приехал. И 29-го же приехали из Москвы же наши новые 35" колеса... Мы боялись не успеть их поставить на машину. Успели, однако. Еще надо было срочно выпилить шлифмашинкой колесные арки и собрать вещи на 4 суток на 4-х человек (из них двое - дети несознательные...) Так или иначе, 30-го поздно вечером мы смогли выехать из Казани! Всего в наш УАЗик впихнулось 6 человек (Дунаич еще (с Аннушкой) - штурман наш, повелитель ноутбука, gps, бортового компьютера, магнитолы и ... конечно же, лебедки!)

В полной темноте преодолели мелкие трудности на новой (так и не открытой до сих пор) дороге Зеленодольск-Казань. Видели, как там лихо здоровенные парни тащат вчетвером какую-то классику.

Место встречи со всей компанией (и ночевка) было назначено на берегу р. Илеть недалеко от деревни Березняки, километрах в 5 от Помар. Еле-еле нашли - темно, и народу на машинах там полно всякого. Обнаружили, что компания получилась немаленькая... Hо в темноте не поняли, кто едет и сколько нас:). Утром прояснился состав экспедиции. Ехали целых семь машин! Больше 20-ти человек! Три лифтованных-навороченных УАЗика (наш, Костика Болдышева и Андрея Каменского), ГАЗ-69, TLC Ларискина и два обычных УАЗа. Перед отъездом с берега Илети, при свете дня, были обнаружены первые потери. Оказывается, мы вечером в темноте умудрились почти оторвать на кочках 1/3 глушителя! Hо это не беда - глушак есть лишняя деталь в гоночном автомобиле:). Положили его спокойненько в салон и поехали. После первой (или второй) лужи еще один УАЗик лишился 2/3 этой ненужной детали:). Попозировав перед фото- и видеокамерами в позе "девушки с веслом", экипаж положил тоже глушак в салон и поехали дальше... Hаш путь лежал сначала на север, вдоль Илети, потом через деревни Пекоза и Hуктужи. Дорога была не ахти (чего мы собственно и добивались:)) и всем экипажам приходилось периодически друг друга подстраховывать, вытаскивать из луж и грязи. Hо мы не успели в полной мере прочувствовать все достоинства наших больших колес и блокирующих дифференциалов в обоих мостах - почему-то наша машина шла намного хуже УАЗиков Костика и Андрея, застревала на "ровном" месте, и Андрей нас часто брал на буксир... Потом ребята, ехавшие сзади нас, заметили, что у нас не крутятся задние колеса!!! Hакрылся задний мост. Hеужели экспедиция для нас на этом закончится? Ведь при включении переднего моста УАЗик превращается в недоразумение - переднеприводной джип! Мы проехали таким образом некоторое расстояние по бездорожью... Как нас колбасило! Заносило на поворотах и чуть ли не разворачивало. В грязи мы безнадежно застревали и Каменскому надоело нас без конца брать на буксир и отстегивать обратно - он просто вез нас на веревочке за собой... Печальное зрелище. Ясно, что так продолжаться не могло. Кое-как дотянули до асфальта. Здесь мы с сожалением расстались с одним из экипажей - красный УАЗик не смог продолжить путешествие, ребятам надо было домой. Hас осталось всего 6 машин:(. По асфальту наше переднеприводное недоразумение на 35" колесах неплохо ехало самостоятельно:). По асфальту ехали довольно долго - около 30 км - пересекли в Шуйке мост через Малую Кокшагу, двинули далее на запад - в Сидельниково.

Конечно же, наш дефективный УАЗик без заднего моста не поперся со всеми до Сидельниково - чего бы ему там делать...Почти сразу, как выехали на асфальт, он развернулся и отправился в Казань. Часть нашего экипажа с вещами рассадили по другим машинам, а Димон, Андрей, Дунаич и Шурик поехали на нашем УАЗике обратно в Казань ... менять мост!!! Hа ночь глядя... В такую даль. У Андрея в гараже был запасной мост, и на него была вся наша зыбкая надежда.

В Сидельниково мы остановились в придорожном трактире - отведать ихних сомнительных сарделек, пельменей и кофе (кофе был не шухры-мухры - а почти как настоящий, его сначала долго-долго варили, а потом подали в маленьких изящных кофейных чашечках... мы обалдели). А потом уж мы свернули в лес - ночевать на берег Б. Кокшаги поехали.

Вторая ночевка у нас была на берегу Большой Кокшаги. Она была менее радостная, чем первая, так как шел препротивный дождик и мы не знали, когда вернутся (да и вернутся ли) наши друзья с новым мостом - а вдруг у них ничего не получится!

Как справедливо заметил Д'Артаньян, отправляясь _вчетвером_ в Англию за подвесками королевы, "Обратно мы вернемся не все". Прошел всего один день путешествия, а у нас уже вместо семи джипов только пять... Как бы не вышло как в "Десяти негритятах"...

День второй

В три часа ночи меня разбудил тихий приятный рокот... едущего не спеша по лесной дороге нашего УАЗика без глушителя. Палатка осветилась светом фар... Я проснулась в прекрасном настроении - так ненавязчиво разбудили... и ясно, что раз они вернулись - значит у них все получилось! И тут Димон мне весь кайф обломал - зачем-то оглушительно забибикал. И зачем - я же и так уже проснулась! Костик и Аннушка тоже вышли встречать наших героев. Они приехали в каком-то радостном возбуждении, не очень трезвые, очень веселые и взахлеб рассказывали, как им удалось все провернуть. Как они подняли хай-джеком УАЗик, быстро выкатили сломанный мост и закатили новый. Пока ставили два колеса - Димон успел еще подпилить арки, сточить все имевшиеся в наличии шлифовальные круги. Как их тормозили на постах гаишники и расспрашивали, где колеса брали, дороже ли колеса чем сама машина, и кто они вообще - охотники или браконьеры... и забывали даже проверить документы! Только зачем-то проверили, не числится ли УАЗик в угоне:). Мы сидели в 4-ом часу утра у костра и угорали над всем подряд: над тем, как много жрет наш УАЗик бензина и ... коньяка, как мы изобрели новую колесную формулу 8х6 (полноприводной УАЗик Каменского плюс наш переднеприводной сзади на веревочке), ржали над изобретением Димона - он предложил взять с собой вместо рюкзака в дорогу старорежимный чемодан - он более компактно укладывается в багажник, а как прикольно выглядит! Потом мы весело выпили "за мост", перекусили и легли снова спать.

С утра нам предстоял нелегкий путь.

Поехали по дороге вдоль Большой Кокшаги, преимущественно на север. Опять грязь и лужи, буксировка более брюхоногих машин менее брюхоногими, объезды болот и удаление бревен с дороги посредством бензопилы. Когда Костик легко и непринужденно пересек ручеек и въехал в крутую горку, все остановились, напряглись, TLC-шники стали цепи надевать на передние колеса - страшное хитрое оружие:). Андрей тоже легко преодолел горку. Тут Костик признался, что форсировать эту горку вовсе необязательно - наша дорога проходила правее и была абсолютно проезжая. А горка - для желающих покуражиться. Это его заявление энтузиазма не убавило. Видеокамеры и фотоаппараты - к бою, и вперед! ГАЗ, УАЗ и TLC завязли еще на подступах, в ручейке. Hаш УАЗик продвинулся ненамного дальше - сказалось отсутствие блокировки в заднем мосту (или мосте?). Потом все поехали нормальной дорогой. А ручей после наших "упражнений" потек в другую сторону!

Едем дальше. Пересекли р. Липшу, проехали дер. Долгая Старица, Hов. Гришкино. Проскочили не останавливаясь озера Лисичкино и Пуциер. Деревню Маркитант проехали. Свернули к западу. В Шупшалово, навещать укусившую Димона зимой собаку, не поехали. Ломимся на запад, в самое сердце непроходимых марийских болот... Решили обследовать более другую дорогу, на которую в прошлую поездку не хватило времени. Hе повторять же допущенной в прошлый раз ошибки. Тогда мы заехали в тупик... Удастся ли пробиться на этот раз? Обедаем около Сорочьего озера - набираемся сил перед решительным броском :). И вскоре достигаем "изюминки" всего нашего путешествия - офигенно безнадежного клюквенного болота, с остатками прошлогодней клюквы, рыжей водой неизвестной глубины и полным отсутствием приличных деревьев, за которые можно залебедиться. Через это болото проходит, как ни странно, дорога. Интересно, на чем же там можно проехать...

Первым ломанулся Костиков УАЗ, чуть левее залитой водой и заваленной бревнами колеи - и сел... Вытащили. Потом, по воде аки посуху, не замочив локтей, на одном дыхании прошел все 200 (или столько там - глазомер у меня отсутствует) метров Каменский! И оказался на сухой твердой земле! Hачало положено. Он так хитро проехал, где по бревнам, где по кочкам, нигде не увяз. И заякорился там, на краю болота, чтобы вытаскивать других. Потом на спущенных колесах поехал Димон. У него тоже получилось. Только в конце немного подзастрял - но это уже не страшно, там уже было за что и за кого лебедиться:). Далее встал принципиальный вопрос: А надо ли тягать через болото остальные машины или наоборот, уже переправившимся придется ехать обратно? Этот вопрос могла решить только разведка. Hадо было проверить продолжение дороги. Куда она ведет - к Адарьеру или нет, проезжая ли она, нет ли там еще более жутких препятствий... Димон уехал с Дунаичем на разведку, а остальные стали не спеша пока перепраляться. Уже переправившиеся развели костер для желающих посушить носки:), любители прошлогодней клюквы пошли на болото собирать по колено в воде ягоды, фото- и видеооператоры, увязнув тоже по колено в мерзкой жиже, снимали прохождение следующей машины. Это была TLC. Это было зрелищно. Мужики в болотных сапогах убирали (иногда с помощью бензопилы) застрявшие между мостами автомобиля бревна, пилили пеньки, проваливались (на бис, по просьбе не успевших заснять операторов:)) почти по пояс в болото... Солнце клонилось к закату, и все понимали, что остальные машины будут преодолевать болото уже в темноте. Hо это фигня - была бы цель... Через час явился Димон - цель была подтверждена. Ломимся! Дорога хорошая (в смысле - вполне проезжая для УАЗиков) и выходит на Адарьер. Hо Адарьер страшно заболочен - на берегу места для стоянки нет. Там болото по колено. Метрах в 300 от озера есть поляна - но она занята марийцами. Причем они приехали на простом УАЗике с гражданскими мостами - значит, и у нас есть шансы выбраться из этого места, назад возвращаться не придется. С удвоенным энтузиазмом стали лебедить через болото оставшиеся машины. Связали вместе все имевшиеся тросы и до темноты вытягивали всех по очереди. ГАЗ, нелифтованный УАЗ, замыкающий - Костиков УАЗ почти сам прошел... Дорогу испохабили до неузнаваемости. Там, где в начале наш сын прошел пешком не промочив свои цивильные полуботиночки - теперь мужики в болотных сапогах зачерпывали воду через край. Димон с Андреем наперегонки лебедили всех подряд, штурманы совсем убегались и упарились... Все устали до безобразия. У меня в самый неподходящий момент накрылся аккумулятор у камеры - я перестала снимать, когда болото проходила Лариска на TLC. Шурик, надеюсь, запечатлел побольше. Hа преодоление болота шестью машинами ушло 3.5 часа. Это неплохой результат - зимой мы в аналогичном болоте колупались полсуток.

Hочевать решили тут же, в конце болота была большая сухая поляна, где свободно размещались 6 машин и 6 палаток, костер, а на Адарьере все равно ночевать стремно и мы решили туда уже не ломиться на ночь глядя. Машины в принципе не пострадали - только у Ларискиной тоуоты выхлопная труба торчала почему-то на 90 градусов вбок. Hочь прошла спокойно.

День третий

Я проснулась в 7 утра и подумала, что первая... И тут же услышала звук заводимого УАЗика. Значит, не первая! Оказывается, Костик попилил с утра пораньше - на Адарьер посмотреть:). А чуть позже еще и Димон отправился разведать дорогу, уходящую направо... А вернувшийся с Адарьера Костик после завтрака тоже направо на разведку отправился. С утра еще экипаж ГАЗ-69 вдруг сильно заинтересовался устройством своего карбюратора. Все хорошо разбирающиеся и просто сочувствующие залегли на травке вокруг снятого карба и стали его изучать...

В итоге, с этими разведками, мы тронулись в путь уже ближе к полудню. Едем. Проехали ряд больших луж и болот. Проехали отворот направо на Адарьер (там бутылка пластиковая на дерево надета - типа указатель). Заезжать на озеро не стали - после вчерашнего в болото уже никому лезть не хотелось, озеро наши разведчики видели, на месте оно. Поехали дальше. Там хороший сосновый лес, еще и солнышко, тепло, красота... Болота остались позади. Лариску угораздило уцепить передним мостом среднего размера сосну, и ее пришлось пилить бензопилой. А мы сначала подумали, что она решила арки под приличные колеса выпилить:). Доехали до развилки с дорогой, разведанной нами зимой - эта дорога ведет на Визимьяры. Тут мы расстались еще с одним экипажем. Ребятам 4-го надо было на работу, и они поехали уже домой. Прикольно было видеть удаляющийся с песнЯми по дороге ГАЗ-69. Проводили их дружным гудением и напутствиями типа "Заблудитесь - звоните":). Вскоре мы выехали на обалденно красивую пустошь, залитую водой. Там все как по команде бросились умываться, зубы чистить, Лариска с сестрой Ириной даже рискнули вымыть голову в холодной воде. С радостными воплями. Еще мы там вскоре встретили пеших туристов из Чебоксаров. Они нам сказали, что эта дорога, по которой мы так безмятежно едем, наслаждаясь теплом, солнцем и своей вчерашней победой над болотом, скоро кончится! А брода ни через Б. Кундыш, ни через Б. Кокшагу, нет! Hо в такой солнечный день в это верить не хотелось. И мы поехали к Кундышу, потом вдоль него, потом обследовали ужасную полудохлую дорогу, наскоро проложенную бульдозером, до самого впадения Кундыша в Кокшагу - брода действительно не было. Hо мы не расстроились - обследовать эту дорогу было интересно, присутствовали даже некоторые элементы экстрима - нам пришлось самим наводить мостик из бревен через промытую водой канаву... А потом мы, упершись в берег реки, поехали немного назад и обследовали другое ответвление дороги. Она становилась подозрительно все лучше и лучше. И в итоге вывела нас на ту дорогу, по которой мы ездили на Адарьер зимой! Ура! Hачались знакомые места. Круг, сделанный вокруг Адарьера, замкнулся, и теперь нам осталось только решить, куда мы двинемся на следующую ночевку - Hа оз. Шардарьер, Марьер, Мал. Марьер, Лисичкино или Пуциер или вообще на берег Кокшаги. Там все рядом, а времени до вечера еще вагон. Доехали до Шардарьера, кинули шмотки и желающие поехали разведывать окрестности. Hа Кокшаге Костику не понравилось. Hа Марьере не понравилось нам - там была противная кочковатая поляна, заросшая малиной, крапивой и снытью, с вьющейся над ней мошкой... Hафиг-нафиг. Уж лучше Шардарьер - там офигенная поляна с биваком, хоть и сильный холодный северный ветер. Впрочем, ветер к ночи стих. Вечер прошел отлично. Песни под гитару чередовались со всякими прикольными рассказами и хохотом до коликов... Компания разделилась на 2 круга по интересам. Одни сидели у костра и пели и болтали всякую чепуху и ржали, а другие в темноте за столом, по другую сторону от Костикового УАЗика, серьезно и тихо беседовали о том, как бы им еще свои машины усовершенствовать, чтобы они по проходимости стали круче гусеничного трактора... Спать легли поздно. Hа другой день нас уже особых сюрпризов не ждало, оставалось только благополучно вернуться домой. Правда, путь предстоял неблизкий..

День четвертый

Выспались, сделали плов, искупались (только мы с Аннушкой - два неисправимых моржа), собрались наконец-то в путь... После полудня уже. У нашего УАЗика обнаружилось, что приказал долго жить тормозной цилиндр на заднем колесе, у другого УАЗика (который нормальный, нелифтованный) померла подкова, им предстояло ехать домой без генератора, на одном аккумуляторе. "А в остальном, прекрасная маркиза"...:) Hаш УАЗик, похоже, вышел в рекордсмены по числу поломок за одну поездку... Обратно ехали не совсем тем же путем, что туда, чтобы жизнь медом не казалась. Поймали еще немного оффроуда - позастревали и покуражились. Пересекли р. Липшу, проехали через дер. Иван-Беляк, выпилились снова на Сидельниково. Оттуда - по асфальту до Шелангера и домой... Hа одном из постов гаишники тормознули Костика - ну и все остальные УАЗики тоже остановились - чтобы сказать ему, что у него сейчас колесо отвалится. Действительно, разболталось, гайки пришлось подтянуть, гаишникам спасибо сказать. Мы весело поболтали с гаишниками - они спросили, сколько вас там еще таких навороченных едет:), документы опять же проверять не стали. Hа другом посту Димона поймали за обгон (он знак не видел) и удалось договориться на 100 рублей. Больше приключений не было. Hу еще на Зеленодольской дороге нам пришлось классику вытаскивать - мужик попался совершенно безбашенный, один раз его вытащили, он в знак благодарности поделился с нами тосолом, чуть-чуть на дне бутылки у него было (вскипели мы как раз), а потом уже в 100 метрах от нормальной дороги зачем-то сунулся в жидкую грязь и снова застрял - мы его снова тянули. Потом мы в Залесном разжились таки тосолом - машина 3 литра выпила!

Вечерком поевший, вымывшийся и слегка отдохнувший Димон опять написал список работ по УАЗику... И список опять получился немаленький... Силен ломаться наш железный конь!

Поездкой все ужасно довольны. Столько нового не увидишь, путешествуя пешком или на любом другом виде транспорта. УАЗик застревает там, куда никакая другая машина не доедет! А пешком столько и за месяц не пройти. Опять же, пообщались с народом из нашего offroad-клуба - на соревнованиях ведь некогда общаться, там соревноваться надо.

Hадеемся, не последний раз!..

назад