"Вокруг Сулы" 22.09.2002: отчет экипажа 5

курсивом в скобках даны примечания организаторов -- (прим. орг.)


Меня зовут Михаил. Являясь участником внедорожного рейда "Вокруг Сулы" в качестве пилота экипажа 5, прочитав все, что мне распечатали друзья из интернета относительно нашего так сказать первого Казанского ОФФРОАДА, подумал что, наверное, если по истечении нескольких недель продолжают появляться те или иные комментарии, то видимо на кухнях и в курилках еще не прекратились обсуждения и дебаты. В связи с этим я тоже хочу высказать свою точку зрения на прошедший рейд.

Не знаю, какие участки трассы объехали участники, но думаю, всем будет (а в том числе и организаторам, которые в этот день трассу, судя по несвежести следов, явно не проходили) интересно узнать: что же там было и каково было проехать всю трассу от начала до конца по самому сложному варианту. Постарайтесь набраться терпения и дочитать до конца, поскольку я человек основательный и неторопливый, то буду излагать сжато, но с подробностями.

О себе и о машине я напишу в конце, если дочитаете.

Начну с того, что у нас на работе есть некий коллектив авто единомышленников, который обсуждает, посещает и т.д. почти все автозаморочки нашего города, ну это, например автогонки В. Гора, Усады, стритрейсинг, кубок ЧИНГИСХАНА и т.д. В один прекрасный момент дошла очередь и до обсуждения Рейда-ориентирования "Вокруг Сулы". Было принято решение участвовать. Однако, глядя в унылое утреннее сентябрьское небо, все договоренности в связи с превосходящими силами подушек и одеял непонятным образом аннулировались. В результате таких обстоятельств к месту старта я прибыл, под вполне обоснованные снисходительные улыбки легендарных НИВушек и как потом выяснилось заряженного не хуже чем для покорения Северного полюса УАЗа, имея в экипаже двух штурманов: жену и третьеклассника сына, насколько я видел самого юного участника.

Цель в связи с вышеизложенным у меня была не амбициозная. Попытаться пройти трассу своими силами без технической помощи извне, в случае особой рискованности препятствия отказаться от его преодоления, объехать или сойти с трассы. Из всех спецсредств преодоления наземных УАЗовских проблем у меня были лишь штатный домкрат, лопата, два троса, топор, ножовка и пара охапок сухих деревянных баклашек. От самой даты соревнований холодно веяло безысходностью надежд о сухой курортно-прогулочной поездке. Однако, увидев на багажнике организаторской "Паджеры" лебедку и высокий домкрат я понял, что хотя дождь и неизбежен, но есть смысл и возможности с ним побороться. В том и трофи!

Мне достался номер 5, а это значило, что я стартовал последним через 10 минут после первого. Сзади никто не догонит, не подскажет, не потянет, не поможет и т.д. Поехали аккуратно т.к. дождь уже сделал мечтой прошлого сухие дороги, их развозило на глазах. Через несколько минут увидели хвост колонны. Все толкали белую Ниву. Она села в слишком глубокой колее на рычаги и защиту картера. В этот момент мне впервые показалось подозрительным, что трасса проложена через такую засаду, т.к. просвет у НИВЫ и организаторской ПАДЖЕРЫ близкий (прим. орг.: трасса несомненно прошла бы там, если бы не тупик; но в итоге все пошло по одному из предполагаемых сценариев -- нужный поворот все-таки пропустили и уперлись в ураловскую колею и тупик :). Вытолкав НИВушку, поехали дальше и через несколько сот метров уперлись в лесосеку с тупиком. После начала коллегиального обсуждения легенды трассы, сложившейся ситуации, компетентности организаторов, технических возможностей продукций волжского и ульяновского автозаводов, я понял, что чем большим количеством участников обсуждается решение, тем медленнее и неправильнее оно будет принято. К счастью мой штурманенок вспомнил, что около отметки "левее между деревьями", он увидел уходящую в лес ненаезженную дорогу. Мы развернули машину и поехали проверять соответствие дистанции и отходящей дороги. Дорога оказалась верной, т.к. проехав по ней метров 600, мы действительно увидели столб 151-1. Найдя столб, я сделал троекратный победно-ориентировочно-аукающий гудок, на который тут же из правой боковой просеки вышел изрядно вымокший грибник с пол-корзиной груздей. Сказав, что там по просеке тупик и какая-то чокнутая НИВА там хорошо вперлась, он, обрадованный нашим известием, что до красной "копейки" (а участники знают, что она стояла на отметке "конец леса, слева - красный столб") идти прямо по дороге всего метров шестьсот, перевел шаг на уверенный и полез в карман за сигаретами. Проехав по чудо-лесу еще несколько сот метров, мы встретили организатора Костю. Он поинтересовался, куда это все пропали и почему мы едем первыми, посетовав о застрявшей на месте старта, почти на ровном месте ПАДЖЕРЕ (прим. орг.: застряв еще раз через полчаса, выяснилось, что передний мост не был подключен :) . ПАДЖЕРУ мы сдернули легко УАЗиком, подождали еще немного, из лесу никого. Подумав, что с НИВами там и УАЗик есть, и организаторам я сообщил, где они сидят, поехал попытать трассу дальше, пока дождь развозит дороги.

До судьи на точке 2 добрались легче легкого. Может быть, все думают, что в этот момент еще было не так мокро, так я могу подтвердить и судья 2 - свидетель, что все уже развезло основательно. Он хоть и промок, но единственный из судей, кто развел костер, видимо ждал гостей и долгих постояльцев, жалко баньки там не было, она бы всем помогла. (прим. орг.: просто у него единственного были спички :) .

Не знаю, в какое бревно уперлась НИВушка, слетевшая с горы, но я с моим экипажем потратил минут 15 на то, чтобы сходить до верха горы и убрать в сторону три бревна в начале горы, мешающих разгону. Косогор был скользкий крутой, градусов 40 вначале, потом положе к 30, без резких поворотов, без колеи по дуге вправо. Дорога густо присыпана опавшей листвой, грунт под листвой - плотный чернозем с фрагментами корней и дерна. С разгона косогор преодолим. Я откатился подальше назад к костру. В этот момент мы увидели показавшуюся на трассе НИВУ. Начали штурм с места на второй пониженной. Крутой участок проскочил, как по асфальту, на 2/3 горы стало таскать, подрабатывая рулем и забирая много левее оси дороги, сбрасывая и давая газ, перевел, сколько можно, машину на прыжки по пол метра, после чего выскочил левым бортом по боковому дерну на отметку "через заросли прямо". Гору сделали!

Дорога дальше была, как в сказке про Кощея: жуткая, гнилая непроезжая и со сваленными поперек деревьями. Одно мы убрали, два перепрыгнули. Мы это делали и раньше в Марийской тайге. УАЗ берет поперек дерево до 30 см. в диаметре. А там были сантиметров по 20. Остальные два больших бревна объехали, протиснувшись по единственному несвежему следу, видимо организаторской ПАДЖЕРЫ, свернув оба боковых зеркала (все-таки УАЗик шире и руль выворачивает тупее). Ориентир "куча мусора" поразил нас не столько своей полезностью для корректировки легенды и дистанции, сколько своей тактической неожиданностью. На мрачной кощеевской дороге, без единого автоследа, в бешеной черной глуши лежит аккуратная белая куча прессованного бытового мусора. То ли Задорнову об этом написать, то ли Жванецкому.

Судью 3 нашли легко. Что нужно отметить, так это самоотверженность судей и их неподдельную радость при виде нас, нескрываемое осознание своей нужности и оправданности судейского подвига. Все судьи, чем ближе мы приближались к финишу, тем многократно сильнее радовались нашему появлению, расспрашивали, где мы все пропали, не закончился ли Рейд, какая власть в стране, придет ли еще кто-нибудь, как им тут плохо, холодно и тоскливо и одиноко. Мы чувствовали, в некоторые моменты, себя армией освободительницей на улицах Праги, Будапешта, Варшавы. А если серьезно, то ребята основательно промокли и замерзли, и так хотелось их всех взять с собой в теплую машину.

Не знаю, прошел ли кто участок от судьи 3 до отметки "выезд из леса" (прим. орг.: прошли все), но это тоже было хорошее испытание. Метров 400 изгибающегося лесного косогора, аналогично участку от судьи 2, только с более пологим углом, примерно градусов 25-30. Проехал его на третьей пониженной и лишь в конце горы дал вторую пониженную, хотя наверняка прошел бы всю на основной второй. Достаточно скользкая колея, решил не рисковать. Кстати, судья 2 потом сказал мне, что НИВА, видевшая как мы ушли на косогор, подъехала к нему и, не отправляя никого в пешую разведку, тут же начала штурм горы. Я считаю, что если бы они провели пешую разведку, то поняли бы реальные шансы своего экипажа по взятию препятствия, приняли бы необходимые инженерные меры и не отвлекали бы впоследствии время остальных экипажей.

Поплутав по неинтересным полевым дорогам, мы к 14.10 прибыли на отметку судьи 4 по варианту А "Вниз, вдоль речки, осторожно! Боковой крен!!". Это отдельный рассказ. К этому времени "коровьи тропы" и косогор вдоль реки так развезло, что я со своими 93 кг веса на двух ногах передвигаться уже не мог, только на трех или четырех. В сухом варианте трассы видимо надо было ехать вдоль речки (вон и в легенде так прописано) (прим. орг.: да, именно так), а в дождь оставалась лишь одна возможность - выбрать одну из троп между деревьями и сползти по ней на первой пониженной сквозь деревья, а потом резко отвернуть от реки и попытаться на глиняном косогоре забраться от речки на ровное место перед ручьем. Ну, план реальный, пешая разведка подтверждает. Высадил всех из машины, экипаж и судью с термосом попросил отойти в сторону и ни в коем случае не приближаться к машине. Выбрал пролет повыше с учетом, если стащит, то не на дерево, а на кусты и в следующую тропу, сделал два круга по поляне с густой травой, убедился, что колеса счищены от глины, поставил первую пониженную и вперед, подтормаживая, со скоростью магнитной ленты в кассетнике. Во второй половине горы машину потащило вправо вбок, добавил газу - стало больше вперед, но под гору на глине много не погазуешь. Прошел деревья и куст, и потащило конкретно вправо в болото. Пора менять траекторию. Даю руль пол оборота влево, вторую пониженную и обороты чуть выше средних. Поползла родная на пригорок! Не добавляя газу выравниваю и принимаю решение, не теряя момента инерции, штурмовать первый ручей сходу. Даю еще разгон и прыгаю примерно в то место, где дальний берег наиболее низок, а русло наиболее узкое (прим. орг.: вообще-то предполагалось, что первый ручей будет форсироваться ниже, ближе к болоту:). Дальний бруствер высотой был порядка полу метра, ширина русла метра четыре, хорошая такая грязевая ванна, грязь как в "Хищнике-1", где Шварц первый раз весь вывозился, а самое главное на бруствере плотный дерн. Первый рывок - спрыгивают вслед за передними задние, машина вся в русле, по инерции второй удар - передок затаскивает на пол метра на дерн бруствера, сбрасываю и даю газ, передок зацепился за дерн и в натяг тащит нашего "красного носорога" из болота. Препятствие взято. Переправляется через ручей экипаж. Следы УАЗа остались на фотографиях.

Потом по этой колее экипаж 4 проскочил, и размололи колею, как в фильме про Павку Корчагина. Второй ручей проще, он уже в два раза и берега положе. Его проехал легко. Потом его даже НИВА сама прошла. Заехали мы на место финиша на гору примерно в пол третьего и нашли около финиша Ольгу-судью 5, окончательно промокшую, замерзшую на ветру, уже, наверняка, неоднократно пожалевшую о своем участии. У нее, в отличие от других судей не было ни костра, ни термоса с чаем, ни водки, а были только синие губы да грустные глаза. И только горячий чай и теплая машина стали исправлять ситуацию, как на глиняном насыпном мосту, появилась красная НИВА организаторов. По старой НИВовской привычке не проводить пешую разведку, она медленно поползла сначала по дамбе, а потом в кювет с дамбы. Методом глиняно-колесной шлифовки Нива приняла неподвижное горизонтальное положение в русле вязкого ручья. Допив чай и отогрев окна, мы спустились к ручью и легко двумя тросами УАЗиком выволокли НИВУ через ручей на травку. Тут как раз подоспел и Костя, так что все судьи были спасены.

Пока мы вынимали красную НИВУ у деревьев на пригорке судьи 4, появился экипаж 3. Через несколько минут НИВА "висела" на дереве. Я не видел их пешую разведку ни у второго, ни у первого ручья, но сквозь деревья вниз к реке они пошли не по моей колее, а по более низкой тропе. Срубив дерево, мешавшее НИВЕ падать в болото, фронт трофических работ для всех участников был на ближайшие пару часов обеспечен (прим. орг.: до висения не дошло, в дерево упиралось зеркало; да и дороги назад уже все равно не было. Номер 3 хотел экстрима, он его и получил: ох и тяжело держать нивку втроем на скользком склоне :) .

В этот момент мой экипаж, тоже изрядно промокший от пеших разведок и преодоления ручья, переодевшись в запасную сухую одежду, отогревался в машине. Для них рейд был уже позади. Тут же от судей я узнал, что трасса полностью была пройдена только нашим экипажем. Оставив машину, я пошел выяснять ситуацию с болотоплавательной НИВой, а как я уже отмечал, имея 93 кг веса, шел я медленно и не всегда на двух ногах. Экипаж 4 добрался до места трофи-шоу чуть раньше меня, проскочив с разгона оба ручья по моим пробитым гражданскими мостами колеям (к счастью делать это на военных мостах менее опасно, чем наоборот). Далее события имели многих свидетелей, и я их освещать не вижу смысла.

В любом случае я благодарен организаторам рейда за красивую, изящную и загадочную трассу, требующую к себе уважения, восхищения, вдумчивости, трудолюбия, терпения и веры, за возможность испытать чувство поединка с природой, честного и равного. Хочу поблагодарить участников рейда за трофический дух, за автоединомыслие и солидарность. Очень хочу всенародно поблагодарить и поздравить с ощущением победы свой экипаж и все участвовавшие экипажи с ощущением победы не над соперником, а над трассой, над обстоятельствами, над своим азартом и горячностью, т.е над природой. Я считаю, что в первую очередь каждый экипаж должен был попытаться пройти трассу своими силами, без посторонней помощи (иначе, зачем лезть, если знаешь, что не пройдешь), а, окончив трассу никто не против спасать всех отставших. Но надо дать другим экипажам испытать радость победы над трассой и не отвлекать их, ведь в этом тоже должна быть солидарность.

Мы не рассчитывали занять первое место, но так повернулся случай, что мы прошли всю трассу по сложному маршруту и не по курортному солнышку, а точно по такой же грязище и дождище, как и остальные, и не на какие-то несколько часов раньше, а в то же время с разницей максимум 20 минут, и не весело насвистывая "ветер за кабиной уносится с пылью", а мокрые до трусов со стиснутыми зубами. В пеших разведках мы провели половину времени рейда. Рисковали разумно и целесообразно.

Обещал написать немного о себе и о машине. Мой УАЗик ярко красного цвета (цвет "Реклама"), перекрашенный из белого УАЗ 31512, с гражданскими мостами, пружинным передком, движком 2.4 л стосильным со штатным карбюратором. Салон - мягкие сидения анатомические, диски кованые цвета шлифованного металла, шины Нижнекамские И-502. Передний мост с муфтами. Многие могли видеть наш УАЗик летом с открытым верхом в районе оз. Лебяжье, М.Яльчик, Глухое, Юдинский Карьер, Юдино, Куземетьево, Аракчино, РАИФА. Нами уже осуществлены рейды по пешим тропам вокруг обоих Яльчиков против часовой стрелки, вокруг оз. Глухого против часовой, вокруг оз. Кугу-Ер (двухдневный: день-север, день-юг) не через Кленовую Гору, а через Петьял и Б.Сосновку. Если это будет кому-то интересно, могу написать репортаж с фотографиями о других наших рейдах. Со своей стороны с удовольствием почитал бы о чьих-то других внедорожных подвигах в пределах общеизвестных Казанских оффроадных мест. Очень хотелось бы увидеть в "бою" грозные заграничные внедорожники типа "Лэндровера", "Патруля", "сотого Крузенштерна". Было бы интересно потягаться с "Дефендером" и "Шевроле Тахо". Кубок ЧИНГИСХАНА по песку считаю автокорридой, где хоть и существуют моменты адреналинового азарта, но после прояснения головы становится невыносимо жалко побитых железных буйволов и их хозяев.

В любом случае спасибо, что дочитали до конца. Дай бог поездим еще!

PS: у меня к НИВам тоже совет: в дождливую погоду старайтесь не съезжать с асфальта!!!

26.10.2002